Заказать звонок
× Подтверждая отправку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Современные противогололедные материалы и методы борьбы с гололедицей

Нередко непросвещенные люди путают понятия «гололедица» и «гололед». Под первым термином подразумевается слой застывшего льда либо обледеневшего снега, который образуется на поверхности земли (в нашем случае – на дорожном покрытии) по причине замерзания талой воды. Это случается, когда после оттепели температура уменьшается до отрицательных значений. В отличие от гололеда, гололедицу можно увидеть исключительно на земной поверхности. Сюда относятся не только дороги, но и тропинки, тротуары, предназначенные для пешеходного движения. Появившаяся гололедица может сохраняться довольно долго, пока ее не покроет свежевыпавший снег, либо она не растает целиком вследствие значительного потепления.

Гололедом называется слой льда, который образуется при замерзании осадков, попадающих на сухое и холодное покрытие. Это более редкое и одновременно опасное явление, в особенности для автолюбителей и энергетиков. Гололед при его стремительном, интенсивном развитии предсказывается довольно сложно. Гололед приводит к существенному снижению устойчивости и управляемости пневмоколесного транспортного средства на дороге. Это оказывает влияние на выбор оптимальной скорости езды. Во время сильного гололеда максимальная безопасная скорость движения автомобиля по трассе составляет около 30-40 км/час. При гололедице данная величина обычно находится в диапазоне от 60 до 70 км/час. Помимо гололеда и гололедицы, большую опасность для водителей таят в себе такие последствия непогоды, как снежный накат, мокрый, рыхлый снег и т.д. Роль мероприятий по борьбе с названными явлениями сложно переоценить.

Все операции, направленные на устранение зимней скользкости и увеличение коэффициента сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием, в зависимости от целевой направленности подразделяются на 3 группы:

  1. уменьшение негативного влияния гололедицы и увеличение коэффициента сцепления колес с автодорогой посредством рассыпания по обледеневшей поверхности обладающих специфическими свойствами минеральных фрикционных материалов;
  2. ликвидация ледяного и снежного слоя с использованием тепловых, химических, механических технологий;
  3. предупреждение (профилактика) возникновения снежно-ледяного слоя, а также снижение его сцепления с дорогой путем обработки покрытия при помощи антигололедных химических веществ либо заблаговременного внедрения необходимых реагентов в состав покрытия.

Фрикционный способ заключается в рассыпании по поверхности заледеневшего дорожного покрытия песка, отходов дробления, шлака, мелкого гравия либо иных абразивных материалов фракцией не выше 5-6 миллиметров, без наличия глинистых частиц. Высокая эффективность достигается при использовании такого экологически чистого противогололедного материала, как гранитная крошка. Максимально возможная доля глинистых, пылеватых и других примесей не должна превышать 3 процента. Россыпь осуществляется с помощью пескоразбрасывателей либо других машин. Расход абразивного материала на неопасных участках автомобильных дорог составляет порядка 0,3-0,4 кубометров на 1000 квадратных метров покрытия. В случае с опасными участками (сюда относятся спуски, пересечения дорог, кривые небольшого радиуса и т.д.) норму расхода принято увеличивать примерно в 2 раза.

Рассыпанный материал, имеющий абразивные свойства, способствует увеличению коэффициента сцепления, однако он задерживается на поверхности дороги относительно короткое время (порой – не более получаса). Посыпка сносится завихрениями после проезда машин, сбрасывается с проезжей части колесами и сдувается ветром. Для поддержания сцепных свойств на должном уровне необходимо производить частые посыпки. Песок, если хранить его большими объемами, в зимний период часто смерзается в комья. Определенное увеличение эффективности посыпки достигается при использовании подогретого абразивного материала, проникающего в корку льда и придающего дорожному покрытию в результате примерзания некоторую шероховатость. Таким образом, фрикционная технология не ликвидирует скользкость, а лишь снижает ее негативное воздействие на какой-то промежуток времени.

При реализации комбинированной химико-фрикционной технологии на поверхность дороги рассыпаются фрикционные материалы, которые смешиваются с солями CaCl_2, NaCl и т.д. Песчано-хлоридная смесь изготавливается на пескобазах путем смешивания фрикционного материала и кристаллической соли в пропорциональном соотношении от 9:1 до 4:1. Преимущество подобных смесей заключается в том, что они не слеживаются и не смерзаются со временем. Для их распределения используются пескоразбрасыватели и комбинированные дорожные машины, оснащенные универсальным оборудованием.

Под химическим способом борьбы со скользкостью понимается использование для плавления ледяного и снежного покрытия жидких либо твердых химикатов, в составе которых содержатся хлористые соли. Благодаря применению таких реагентов становится возможным плавление и последующая ликвидация льда и снега. В итоге покрытие дороги становится мокрым, а потом высыхает. Применение химической технологии позволяет добиться полного устранения гололеда и других опасных явлений на автодорогах. На температуру замерзания химического раствора прямое влияние оказывает концентрация и вид используемого хлорида. Например, раствор хлористого натрия с концентрацией, равной 23%, замерзает при понижении температуры до -21 градуса. В свою очередь, температура замерзания 30-процентного раствора хлористого кальция составляет -50 градусов.

В мировой практике противодействия снежно-ледяным отложениям на автотрассах и городских улицах используется большое количество всевозможных химических реагентов. Самыми популярными из них являются жидкие и твердые хлориды. К последним относятся: техническая поваренная соль (используется молотая соль с размерами частиц от 1,2 до 4,5 миллиметров), техническая соль сильвинитовых отвалов (имеет такие недостатки, как высокая влажность, слеживаемость и смерзаемость), хлористый кальций (самый быстродействующий материал), хлористый магний (в нашей стране используется под названиями биомаг, бишофит; используется как в твердом, так и в жидком виде) и т.д. «Ахиллесова пята» большинства твердых хлоридов – слеживаемость, которая может быть уменьшена посредством введения специальных добавок.

В случае с жидкими хлоридами концентрация соли должна быть не меньше 15 процентов. В противном случае лед просто-напросто не будет расплавляться. Преимущество жидких хлоридов – простота их приготовления и дальнейшего распределения. Главный «минус» - затраты лишней энергии на транспортировку воды при доставке материала к месту распределения. К жидким искусственным антигололедным материалам относятся растворы твердых реагентов с концентрацией от 150 до 500 грамм на литр. Их готовят в смесительных установках, где растворению соли в воде сопутствует перемешивание раствора лопастями мешалки либо перекачивание воды с помощью насосов. В число материалов этой категории входит Антиснег-1 (бесцветный 30-процентный раствор ацетата аммония), а также реагент Нордикс (50-процентный раствор ацетата калия).

Весьма популярен комбинированный химико-механический способ борьбы со скользкостью на дорогах, заключающийся в распределении твердых либо жидких хлоридов, расплавляющих и ослабляющих прочность слоев снега, льда, и дальнейшей уборке рыхлой массы плужными снегоочистителями либо автогрейдерами. Еще один действенный способ – заблаговременное (до образования гололеда и наката) распределение антигололедных материалов по дорожному покрытию. Такой профилактический метод позволяет предупредить появление скользкости на дороге либо устранить гололед на самой ранней стадии с минимальным расходом солей.

Наши телефоны:

+7(966)005-13-33

Наш адрес:
141401, Московская область,
г. Химки, ул. 9 Мая, д. 8

129515, г. Москва, Звёздный бульвар, 10с1, 4 офис